|
Будни московского коуча
Каких только человеческих проблем не встретишь, работая коучем.
Очень часто начальники приходят с проблемой уволить подчиненного. Формально, проблем
никаких. Но сказать страшно, потому что знают, что подчиненный может такую истерику закатить,
чаще это о женщинах речь идет, что к нему/ней лучше близко не подходить. Понятно, что в
небольших компаниях, где все друг друга знают, отношения более-менее человеческие. На
заводе, например, такой проблемы нет – раз, и уволил.
А подчиненные приходят с вопросом как повлиять на начальника – зарплата, продвижение,
вообще, чтоб хоть какой-то порядок и справедливость были.
Однажды пришли директор и его зам (девушка), чтобы договориться о своих делах. Потому что
сами не могли – сразу начинали ругаться.
Вот такая диалектика получается.
А коуч должен держать нейтралитет. Чтобы работать не против подчиненного, а для его
начальника, не против начальника, а для его подчиненного, а в третьем случае сразу для обоих. И
нейтралитет нужен для того, чтобы эмоционально не встать на чью-либо сторону, тогда прощай
объективный подход.
И возникает вопрос как помочь скажем, начальнику уволить скандального подчиненного, если я
его не видел, с чего начинаются его истерики не знаю и вообще, может, он здесь не причем, а
начальник что-то давно накосячил в отношении подчиненного, а теперь стесняется. Коуч не знает
всей правды о клиентах. Да и не должен знать. Потому что задача коуча помочь клиенту
посмотреть на проблемную ситуацию его собственными глазами, его правдой, и найти в ней
решение. Бывают случаи, когда клиенты не хотят говорить всего коучу (на минуточку, они его
впервые видят – с чего сразу доверять-то? ). Поэтому коуч работает не со своей интерпретацией
слов клиента, а помогает ему самому навести порядок в собственном видении проблемной
ситуации и найти решение.
Почему коуч должен быть уверен, что решение, в принципе, есть? Вопрос сложный и
объективного ответа не имеет. Но ни разу клиенты не уходили ни с чем. Почему?
Выскажу утверждение, в которое можно только верить: что если человек чего-то захотел, то это
значит, что у него появились внутри ресурсы для нахождения и осуществления его решения.
Задача коуча осознать их и использовать.
Приведу пример.
Мужчина, серьезный специалист крупной компании попадает под кризисное сокращение штатов.
Повод ему предъявляют надуманный, в подразделении идет борьба за остающиеся рабочие
места. И особо рьяные ищут как уволить других, чтобы не уволили их.
А он всегда весь в работе, и ему не до этих подковерных игр. Узнает, как всегда в таких случаях,
неожиданно. Причин конкретных не объясняют, говорят, что им не доволен какой-то начальник из
другого подразделения, а чем недоволен не говорят, типа, давайте без склок и по-хорошему. В
общем, давят и манипулируют. Ему предлагают на прощанье пару окладов. Он растерян. Ни за
что, ни про что. А бездельники, которые его выдавливают, уже даже и не здороваются.
Его непосредственный начальник, которого убедили эти безделушки, смалодушничал и не стал
раздувать скандал, сказал, что спасибо, ты много сделал, но компания переструктурируется и
твоей должности в новой структуре нет. Как учили. Держи два оклада и ступай себе. Что думал
этот нач. о том, кто работать будет дальше история умалчивает. Ему тоже хочется быть хорошим
перед всеми.
Что в такой ситуации делать клиенту? Поднять руки? Но он чувствует, что можно как-то
посопротивляться и получить больше. И мы с ним разрабатываем план, он идет на комиссию
говорит заготовку, все культурно, без эмоций и получает вместо двух доп. окладов целых пять. А
оклады немаленькие.
Все в шоке: он – от того, что дали, эйчары от того, что прогнулись. История пошла по коридорам. И
на следующий день к нему подходит директор одного из направлений и предлагает работу у себя,
раз ты такой крутой. Но тогда он должен отказаться от трех вырванных зубами окладов. В итоге
остался в большой компании, новая работа (да старая уже поднадоела) и два оклада в придачу –
ну, и кто кого обманул?
Как видите, разных случаев много, люди приходят из разных профессий, жизненных ситуаций, в
которых коуч может лично не разбираться и не иметь опыта, аналогичного клиенту, а раз так, то
каждый раз на коленке что-то придумывать устанешь. Для постоянной работы нужна системная
методика поиска решения. Такая есть, сложная, но работающая. Которую нужно лишь настраивать
под конкретную ситуацию. И верить в клиента, раз он пришёл за помощью.
Максим Саприн,
коуч, ведущий преподаватель
Назад |